abbafanclub (abbafanclub) wrote,
abbafanclub
abbafanclub

Category:

Агнета

Девушка с золотыми волосами

Кто бы мог подумать, что провинциальная девочка из шведского городка Йенчёпинг станет звездой мировой поп-музыки, и подробности её жизни будут волновать музыкальную общественность даже спустя много лет после окончания концертной деятельности? Однако именно это и произошло с Агнетой Фельтскуг - участницей знаменитого квартета ABBA и одной из самых загадочных женщин нашего времени.

Я никогда не умела поддерживать светский разговор,
Да и вообще ничего особенного из себя не представляю.
Да и анекдот , что я собираюсь вам рассказать
Вы наверняка уже слышали...


Неожиданно вспомнив эти строчки из эпохальной песни ABBA "Спасибо за музыку", Агнета Фельтскуг усмехнулась: она действительно всегда была в точности такой, как героиня этой самой песни. Светские разговоры никогда не были её сильной стороной. Она вообще не любила пустых, поверхностных разговоров. Другое дело - поговорить по душам с близкой подругой... или другом. Подруги у неё были, хотя по-настоящему близких можно было по пальцам пересчитать. Близкие друзья...
С тех пор как она развелась с первым мужем, Бьёрном Ульвеусом, настоящий близкий, задушевный друг, который бы понимал её тонкий внутренний мир, так и не встретился на её жизненном пути. Была, впрочем, целая череда любовников, которых она заводила, по большей части затем, чтобы не оставаться одной, но ни один не оставил значительного следа в памяти. Был даже второй муж, с которым они прожили вместе два года, но...
Когда-то одиночество пугало её. Потом всё изменилось. Пустые люди, лезущие в душу, и пустые друзья, жаждавшие её общества лишь затем, чтобы похвастаться перед другими своим знакомством со "шведской леди Дианой", - все они надоели. Ей захотелось покоя, одиночества, а потом и затворничества - ибо назойливые искатели дружбы с мировой знаменитостью не желали оставить её в покое.
Какой же любознательной, открытой миру и людям она была в конце шестидесятых, когда всё только начиналось! Хотелось славы, восхищения, всеобщего обожания новых ощущений и вообще всего, что мог предложить этот удивительный, необъятный и пока ещё не познанный мир. А ещё очень хотелось петь. Ведь это было единственное, что она тогда умела.
С облегчением, покинув стены родной йенчёпингской школы (где ей хорошо давались языки и, конечно же, музыка, зато не очень-то давались остальные предметы), она окунулась в новую жизнь: для начала устроилась петь в местный оркестр. Это было удивительное зрелище: сборище средневозрастных, солидных дяденек во фраках, а посреди сцены - ослепительно красивая юная девушка, совсем ещё подросток, а как она поёт!.. Люди не могли отвести от неё глаз, а голос её был нежен, мягок и одновременно страстен и выдавал противоречивую натуру, жаждавшую любви и нуждавшуюся в защите, но притом своенравную и не желавшую оставаться в тени.
Для того чтобы угодить родителям, которые не считали её пение серьёзным занятием (хотя её отец, Ингвар, сам увлекался музыкой и даже в своё время поощрял певческо-музыкальные таланты маленькой Агнеты), она устроилась на работу в автомобильную компанию, где и числилась некоторое время "девушкой на телефоне". Но, несмотря на переполнявшую её энергию, постоянная усталость сказывалась: ведь после работы ей надо было мчаться на репетицию, и так каждый день допоздна. А выходные дни были заняты выступлениями с оркестром. Она становилась всё более рассеянной на работе, а порой даже засыпала на рабочем месте...
В один прекрасный день, когда прямо в офисе она упала в обморок, родители забеспокоились и поставили её перед выбором: или пение, или "серьёзная работа". Но это её не устраивало. Она хотела, чтобы именно пение стало для неё "серьёзной работой". Из автомобильной фирмы пришлось уволиться. Но тут ей крупно повезло.
Весьма известный в то время шведский музыкант Литл Йерард (в миру Карл-Йерард Лундквист, слывший королём шведской рок-музыки, в молодости - лихой исполнитель рок-н-роллов - этакий шведский Элвис Пресли), услышал запись её песни и моментально влюбился в её голос. Из девушки явно должен был выйти толк...

Скажи, сможешь ли ты простить мне
Те жестокие слова, что я произнесла на прощание?
Ведь ты, верно, подумал,
Что я никогда к тебе не вернусь? -


- проникновенно пела Агнета, вспоминая свой первый неудачный роман: оказалось, что юношу, от которого она ушла под влиянием сиюминутного увлечения его другом, она по-прежнему любит, а тот... не желает больше её знать. Тогда, переполненная эмоциями, не находившими выхода, Агнета села за пианино, и песня под названием "Я была так влюблена", повествующая о несчастной любви, родилась сама собой.
Да, было решено: из этой девушки необходимо сделать звезду.
Тем не менее, поначалу благие намерения Литл Йерарда наткнулись на препятствие. Агнета, которой он, с трудом выяснив её телефон, позвонил из Стокгольма, приняла всё за шутку и бросила трубку. Пришлось перезванивать. Агнета же упорно не желала верить, что всё это правда и сам Литл Йерард собственной персоной приглашает её в Стокгольм на прослушивание и запись.
Переговоры всё-таки принесли свой результат, и через несколько дней Агнета в сопровождении отца, который на этот раз полностью поддержал её устремления, покидала родной провинциальный Йенчёпинг и направлялась в столицу. Ей было 17 лет.
"Я почти не спала в ночь перед отъездом, - рассказывала она потом. - Я встала рано утром и вымыла голову, думая, что перед таким ответственным событием я должна сиять чистотой... И вот мы в Стокгольме, и заходим в студию компании Филлипс, где должна была состояться запись. Оркестр наигрывает мелодию... Я не могла этому поверить: они репетировали мою песню, "Я была так влюблена"! Это был самый счастливый миг в моей жизни!"
И вот всё завертелось. Вышли в свет первые две песни, и обе имели крупный успех. Дальше всё было, как во сне. Песни записывались одна за другой и тут же становились самыми популярными в Швеции хитами. План Литл Йерарда удавался на славу. Девушка и впрямь была прирождённой звездой. И вот уже вся Швеция души не чает в "чудо-ребёнке", но внезапно Агнета ловит себя на мысли, что в жизни ей чего-то не хватает.
Оказывается, что быть всеобщей любимицей и купаться в лучах славы - очень приятно и здорово, но, кроме потребности петь и сочинять музыку, у неё ещё одна не менее сильная потребность - в любви.
И здесь ей снова везёт. Звукозаписывающая компания, стремясь к завоеванию новых музыкальных рынков, принимает решение начать "раскрутку" шведской звезды Агнеты Фельтскуг в Германии. Поскольку в школе проблем с изучением языков у Агнеты не было, она могла бы петь на немецком.
И тут на горизонте появляется некий Дитер Циммерман, немецкий композитор и продюсер, и берёт на себя задачу по "раскрутке" певицы у себя на родине. Он симпатичен, умён и заботлив; он нянчится с Агнетой, как с ребёнком, ограждает от всех забот и хлопот и беспрестанно уверяет её, что с её талантом и внешностью она непременно прославится на весь мир. Все будут обожать её, Агнету Фельтскуг, поклонники будут носить её на руках и заваливать цветами и подарками. А он, Дитер, скромно положит к её ногам весь мир. Они поженятся, у них будут дети, и они будут счастливы до конца дней своих.
Сказано - сделано: Агнета и Дитер отбывают в Германию, объявляют о своей помолвке и начинают записывать песни. Но тут выясняется, что получается всё как-то не так радужно, как расписывал Дитер. Начать с того, что мелодии, написанные Агнетой, так сильно искажаются продюсером, что она не узнаёт своих собственных творений. Это вообще не её стиль! А, кроме того, ни одна из этих песен не привлекает внимания немецкой музыкальной общественности, где вполне достаточно своих звёзд, чтобы восторгаться скандинавской певицей. А к тому же, она начинает разочаровываться в Дитере. Он не оправдал её надежд; он вовсе не такой всесильный, каким казался поначалу, да и опорой для неё он быть не может. Нет, он никогда не сумеет сделать её счастливой. По прошествии года с момента знакомства с Дитером, Агнета разрывает помолвку и, разочарованная и павшая духом, возвращается в Швецию, опасаясь, что там её встретят как изменницу, покинувшую родную страну ради всемирной славы...
Но мало-помалу всё налаживается. Она выпускает ещё один диск на шведском в придачу к двум уже имеющимся, и тот снова пользуется большим успехом. В Швеции она - по-прежнему поп-дива номер один. Работа в студии чередуется с успешными концертными выступлениями, на одном из которых ("капустнике" на открытой площадке, что так популярны в Швеции) она знакомится с Бьёрном Ульвеусом, вокалистом и гитаристом известнейшей шведской фолк-группы Hootenanny Singers. Отношения между ними с первого раза не складываются: Агнета опаздывает на своё выступление, и группе Бьёрна приходиться выходить на сцену раньше запланированного (согласно программе, Агнета должна была выступать перед Hootenanny Singers). Естественно, Бьёрн недоволен, и разговор между ними получается довольно натянутый.
Но Бьёрн не может забыть эффектную, обаятельную и немного взбалмошную блондинку, такую непохожую на него, практичного, обстоятельного и рационального. Поскольку в рок-среде считается зазорным слушать песенки каких-то там поп-певичек, Бьёрну приходиться всячески скрывать свой интерес к ней. Позже до Агнеты доходят слухи, что он якобы даже прибегал к фальшивой бороде, парику и тёмным очкам, чтобы зайти в магазин и купить её пластинку. "Я думаю, что влюбился в Агнету до того, как впервые её увидел, - вспоминал позже Бьёрн. - И всё из-за её первой песни, "Я была так влюблена". Это было прекрасно, и к тому же она сама сочинила её". Однако он и не догадывается, что тоже запал в душу впечатлительной Агнете.
В следующий раз всё получается совсем по другому. За кулисами во время телевизионного гала-концерта Агнета замечает Бьёрна и, недолго думая, сама подходит к нему поболтать. Между ними, как обычно говорят в таких случаях, проскакивает искра - и вот они уже понимают, что жить не могут друг без друга.
Интуитивно Агнета мгновенно осознаёт, что они вполне могли бы стать мужем и женой: они подходят друг другу. Он нежен, заботлив, начитан и блестяще образован. Он внушает ей уважение и почтительное восхищение, ибо являет собой всё то, чего недостаёт ей. Он схватывает всё на лету, прочно стоит на земле и хорошо разбирается практически во всём ("К моему стыду, по окончании школы я совсем не придавала значения самосовершенствованию, в отличии от него", - признаётся она много лет спустя). А к тому же он, как и Агнета, музыкант и не представляет своей жизни без музыки.
Между ними вспыхивает роман. Они снимают квартиру в Стокгольме и объявляют о помолвке. Очень скоро Бьёрн знакомит её со своим лучшим другом Бенни Андерссоном и его подругой Анни-Фрид Лингстад, которую все зовут просто Фридой. Те тоже музыканты: Бенни играет на клавишных в известной рок-группе Hep Stars, Фрида (немка по отцу и норвежка по матери) за несколько лет до их знакомства стала известной в Швеции певицей, победив на конкурсе молодых талантов.
Для своей свадьбы Агнета и Бьёрн выбирают солнечный июльский день и живописную церквушку в тихой шведской деревне. Событие празднуется с большим размахом и собирает три тысячи любопытных и массу репортёров и фотографов, которые то и дело щёлкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть "самую красивую пару Швеции": обворожительную, лучезарную невесту в изумительном платье и обаятельного улыбчивого жениха. Бенни Андерссон обеспечивает музыкальное сопровождение, играя на органе свадебный марш. Солнце, улыбки, праздничные наряды, море цветов и горящие в церкви свечи - всё это кажется чудесным сном и навсегда остаётся в памяти Агнеты.
Следующие несколько лет Агнета вспоминает как самые лучшие годы своей жизни. Они с Бьёрном молоды, счастливы и без ума друг от друга; к тому же, четверо друзей-музыкантов - Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида - решают работать вместе и создают ансамбль, который сначала так и называется - Бьёрн, Бенни, Агнета и Фрида. Впоследствии название как-то само собой сокращается до ABBA. А пока что, безоблачное счастье омрачается только тем, что Агнета, с юных лет мечтавшая о ребёнке, никак не может забеременеть. Пара даже подумывает, не усыновить ли им ребёнка, но, к счастью, проблема со временем благополучно разрешается: Агнета объявляет ошалевшему от счастья Бьёрну, что в их семействе ожидается пополнение. Событие отмечается распитием шампанского, и Агнета начинает готовиться к долгожданной роли матери.
Между тем, группа ABBA набирает обороты. Пока что они пользуются заслуженным успехом в Швеции, но теперь уже этого мало - они настроены на славу, по крайней мере общеевропейскую. Первым шагом в этом направлении становится конкурс Евровидения, на котором они занимают только третье место (дело в том, что на тот момент Агнета находится на последнем месяце беременности, и кое-кому из жюри присутствие на сцене "сильно беременной" женщины кажется, видимо, не совсем уместным). Зато год спустя они одерживают убедительную победу всё на том же конкурсе и мгновенно становятся знаменитостями. "Публике понравилось, что мы выглядели сексуально. А мы как раз и хотели этого добиться..." - прокомментирует эту победу Агнета.
Последовавшие десять лет Агнета до сих пор не любит вспоминать. "ABBA - это 10 трудных для меня лет. 10 лет вдали от дома, постоянные отели, длительные перелёты, частые разлуки с детьми, утомительные концерты..." - вот что приходит ей на ум при упоминании названия группы. Но, несмотря на все трудности, она не может не признать, что ей приятен величайший успех ABBA. "До сих пор я испытываю гордость, когда раздаю автографы или слышу признания новых поп-звёзд в их любви к нашей музыке", - говорит она сегодня. Но что же происходило тогда?
Итак, ещё после первого конкурса Евровидения у них с Бьёрном появляется дочка Линда, а несколько лет спустя сын Кристиан. С момента рождения дочери, дети и семейная жизнь становятся для Агнеты самым главным в жизни, в то время как всё остальное - слава, популярность, деньги и всё, что можно на них купить, всё дальше отодвигается на задний план. Всё, чего она теперь хочет , - это быть образцовой матерью и заботиться о том, чтобы у её детей было всё самое лучшее, в том числе и самые лучшие родители.
К её сожалению, порой переходящему в панику, это не очень получается: родителей всё больше нет дома - они в бесконечных турне и разъездах, а когда и бывают дома, то не всегда ладят и, похоже, всё более отдаляются друг от друга. Агнету разбирают противоречия: с одной стороны, она зверски устаёт от "бесконечных, сумасшедших, фанатичных толп" и докучливых репортёров и жаждет тихого семейного существования, с другой стороны - вновь боится одиночества, ибо всё реже находит в Бьёрне поддержку и те источники спокойствия, которые, казалось, не иссякнут никогда. Бьёрн всё ещё готов поддерживать и терпеливо успокаивать нервозную и неуверенную в себе жену, но его терпению, кажется приходит конец. Теперь он уже не понимает, как она может чувствовать себя одинокой посреди толпы восторженных обожателей, и не воспринимает всерьёз её вспышки ревности.
Агнете кажется, что Бьёрн всё меньше уделяет ей внимание, и её постоянные страхи по поводу того, что она недодаёт своим детям материнского тепла, так как постоянные разъезды и жизнь на виду у всех отнимают у неё душевные силы. Ещё только хуже становиться от того, что она вынуждена постоянно скрывать свои эмоции: для публики ABBA должны являть собой образец благополучия и никак иначе. Это часть имиджа группы - им не нужны скандалы чтобы быть популярными. Популярными их делает другое: то, что эта четвёрка - две девушки и двое молодых людей - не имеют никаких проблем, у них всё хорошо, они кругом счастливы! А то, что одна из этих пар, Агнета и Бьёрн, уже на грани разрыва, а другая пара - Бенни и Фрида - никак не может определиться с семейным статусом (они помолвлены уже девять лет, и всё никаких шагов в сторону официальной регистрации отношений), никто не должен знать. Как никто не должен знать, что Агнета и Фрида, вопреки расхожему мнению, вовсе не являются закадычными подружками; скорее наоборот - они настолько разные, что за много лет знакомства так и не сумели найти общий язык.
Ослабленные и порядком потрёпанные нервы Агнеты дают о себе знать всё настойчивее. Теперь она боится летать самолётом, и если вынуждена это делать, то, стиснув зубы от страха и желательно подстраховавшись бутылкой шампанского, своего любимого напитка, который способен на какое-то время затуманить мозги и заставить забыть про липкий, неотвязный страх. К боязни авиаперелётов добавляется страх того, что в случае авиакатастрофы её дети останутся без родителей. Из этих соображений отныне она и Бьёрн путешествуют раздельно.
Агнете 29 лет, когда она разводится с Бьёрном. "Мы просто отдалились друг от друга и решили, что лучше будет расстаться", - комментирует Бьёрн, отвечая на многочисленные вопросы прессы. В общем, их союз исчерпал себя, и они больше не могут, да и не хотят, понять друг друга. Бьёрн на удивление быстро восстанавливает душевное равновесие и тут же начинает усиленно ухаживать за некоей Леной Каллершо, которая, по какой-то странной иронии судьбы, внешне похожа на Агнету, и так же на удивление быстро на ней женится. Агнета же, не в пример бывшему мужу, никак не может прийти в себя. В турне группы по Северной Америке и Европе Бьёрн берёт с собой Лену, Бенни и Фрида, как всегда, неразлучная пара, а что остаётся делать ей? К боязни летать добавляются опасения за детей (в довершение всех бед, какой-то маньяк угрожал их похитить, и полиция была вынуждена взять её дом под охрану, а группе даже приходиться отложить запланированную поездку в Германию). Она всё ещё терпеть не может гастрольные турне и тихо страдает от одиночества и чувства покинутости, временами задаваясь вопросом, сколь долго она ещё сможет это выдержать. К счастью, избавление приходит буквально через пару лет.
К тому времени Бьёрн и Бенни загораются идеей написать мюзикл, Фрида решает выпустить сольный диск, и ABBA, эта величайшая группа семидесятых, берёт тайм-аут, плавно переходящий в распад. Это случается в 1982 году. "Мы дошли до разделительной черты. Настало время для каждого из нас идти своим путём": таково мнение каждого участника легендарной четвёрки.

...Но у меня есть потрясающая вещь - талант:
Все замолкают и слушают, когда я пою.
Я так счастлива и так горжусь этим,
И всё, что я хочу - это петь...


Эти строчки из знаменитой "Спасибо за музыку" приходят ей на память, и она решает: она продолжает петь! Несмотря ни на что. Она будет петь только то, что хочет, и она не будет надолго отлучаться из дома, и летать самолётами она тоже больше не будет. Теперь она будет путешествовать автобусом или водным транспортом.
Воспрянув духом и освободившись из той ловушки, какой в последние годы являлась для неё работа в группе, Агнета преображается: она молодеет и хорошеет прямо на глазах, а её популярность в бытность участницей ABBA и теперь обеспечивает ей стабильный успех. Публика всё ещё очарована "девушкой с золотыми волосами" и жаждет её видеть. Её настроение значительно улучшается, она много выступает и даже играет небольшую роль в комедии про мошенника-многоженца, и даже назойливые журналисты теперь не вызывают столь сильного раздражения, как прежде. "Что Вы едите на завтрак?" - спрашивают её, и она, не моргнув глазом, шутливо отвечает: "Ну, для начала я выпиваю пару бокалов розового шампанского," - тем самым, пресекая дальнейшие идиотские расспросы. Конечно, она предпочла бы поговорить о своих музыкальных планах, но что делать, если людей больше интересуют подробности личной жизни? "Вы считаете себе счастливой?" - спрашивает ведущий в очередном телеинтервью, и она доверительно сообщает ему, что она такая же, как все: "По всякому бывает. Один день ты счастлив, а на другой день чувствуешь себя отвратительно".
Ещё через несколько лет её вновь ждут перемены. Неожиданно Агнета и группа сопровождения, возвращаясь в Швецию после очередных гастролей, попадают в аварию. Искорёженный автобус, шоковое состояние... Как назло слетевшиеся журналисты и фотографы с новой силой разжигают в ней ненависть к бульварной прессе, заставляя снова и снова задумываться: стоит ли всё это принесённой в жертву личной жизни? Стоит ли продолжать добиваться славы и удовлетворения музыкальных амбиций?
"Стою одна" - название её последнего альбома становится символичным и, несмотря на заслуженный коммерческий успех, ставит точку в её карьере. В 1988 году она решает, что с неё хватит. Она очень устала от музыки, от шума, людей и пристального внимания к собственной персоне, и даже волшебные строчки из песни "Спасибо за музыку" потеряли своё очарование. Она прекращает выступления и перестаёт появляться на светских мероприятиях, тем самым, заставляя почитателей её таланта в течении многих лет тщетно ломать голову над причиной подобного поведения. Отныне она посвящает себя детям и самосовершенствованию (этому способствуют её новые хобби - йога и астрология). Неожиданная смерть матери, а вскоре и отца ещё больше отдаляют её от мира. "Это так сложно - мириться с тем, что людей, которые так много значат для тебя, в твоей жизни больше нет. Мне их так не хватает...".
В середине девяностых творчество ABBA переживает "второе рождение": переиздаются диски, выходит масса книг про всеми любимую супергруппу. Бьёрн и Бенни, чья дружба и музыкальное сотрудничество, проверенные временем, благополучно пережили все испытания, выпускают мюзикл, основанный на известнейших хитах ABBA, и общественный интерес к группе, было угасший, вспыхивает вновь. Несмотря ни на что, Агнета и поныне остаётся затворницей - даже несмотря на то, что в 1996 году вышла в свет её автобиография под названием "Такая, какая я есть", посвящённая совсем уже взрослым детям, Линде и Кристиану. Вопреки ожиданиям публики, жаждавшей новых подробностей её личной жизни, откровений по поводу замужества и расставания с Бьёрном и якобы "непростых" отношений с Фридой, Агнета не изменила своей обычной замкнутости и деликатно обошла эти моменты, предавая гласности лишь то, что уже было известно её почитателям. Так что "возвращения" Агнеты, в полном смысле этого слова, не состоялось.

Есть моменты в моей жизни, которые я хорошо помню,
И есть воспоминания в моём сердце, которые не угаснут никогда, -


- поёт она в одной из своих последних сольных песен. Но эти моменты и эти воспоминания "девушка с золотыми волосами", похоже, не собирается доверять никому.

Ия Бабазаде
Июль 2000 года.


P.S. Дискография AGNETHA FALTSKOG

Альбомы:
1. Agnetha Faltskog (1968 Cupol AB)
2. Agnetha Faltskog Vol.2 (1969 Cupol AB)
3. Som Jag Ar (1970 Cupol AB)
4. Nar En Vacker Tanke Blir En Sang (1971 Cupol AB)
5. Elva Kvinnor I Ett Hus (1975 CBS Inc./Cupol AB)
6. Nu Tandas Tusen Juleljus - Agnetha&Linda (1980 Polar Music International AB)
7. Wrap Your Arms Around Me (1983 Polar Music International AB)
8. Eyes Of A Woman (1985 Polar Music International AB)
9. Kom Folj Med I Var Karusell - Agnetha&Christian (1987 Wea Records AB)
10. I Stand Alone (1987 Wea Records AB)
11. My Colouring Book (2004 Warner Music Sweden AB)

Сборные пластинки и компакт-диски:
1. Agnetha Faltskog - Basta (1973 Cupol AB)
2. Tio Ar Med Agnetha (1979 CBS Records AB)
3. Sjung Denna Sang (1986 Cupol AB)
4. Geh' Mit Gott (1994 Royal Records Germany)
5. My Love, My Life 2CD (1996 Sony Music Entertainment Sweden/Columbia)
6. My Love, My Life 3CD (1997 Sony Music Entertainment Sweden/Columbia)
7. That's Me: Greatest Hits (1998 Polar Music International AB/PolyGram)
8. De Forste Aren /Agnetha Faltskog 1967-1979 Box 6 - CD (2004 Sony Music Entertainment Sweden)

Cоставитель Дмитрий Шипов
abbarusfanclub@mail.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments